Общественные слушания по проекту генерального плана города проходили весьма бурно. Вместо предложений на проектировщиков посыпались упреки.
Специалистам попало за присутствие в генплане многострадальной лесной дороги. Общественность (или по крайней мере ее представители) посчитали эту тему важнее самого проекта, так что остальные его элементы так и остались рассмотренными лишь поверхностно. И тем не менее, выплеснув эмоции, большинство выразило недовольство прошедшим мероприятием, настроившись обсудить генплан и все возможные его недочеты еще не раз.
Начиналось все тихо-мирно с докладов самих разработчиков. Однако с самого начала основной темой для обсуждения стала экология. Уже в тысячный раз звучала фраза о том, что Тольятти — город далеко не первой экологической свежести. Поэтому одна из составляющих генплана — лесопарковый защитный пояс вокруг Тольятти, на территорию которого город не должен ступать ни при каких условиях. Здесь строительство должно остановиться. Особо обозначили и давнюю проблему ливневых стоков, которые уже долгое время сбрасываются в Волгу без всякой очистки. Как и своим предшественником, новым генпланом предусмотрено строительство очистных сооружений в Приморском. Однако одно дело — проект разработать, другое — его соблюсти. А это уже не задача иногородних специалистов. Кстати, место проживания проектировщиков стало на общественных слушаниях отдельной темой.
— Вы не знаете наших проблем, не знаете, каким хотим видеть город мы, коренные тольяттинцы! Неужели у нас нет своих, местных специалистов? Езжайте в свою Москву и стройте там! — слышались время от времени реплики из зала.
Вскользь упомянули о внесенных в генплан горнолыжной базе в Портпоселке, зоопарке в лесном массиве, ботаническом саде на месте нынешнего питомника, о предусмотренной территории для развития автомобильного спорта, о развитии жилого строительства за Московским проспектом и в Северном микрорайоне…
— Мы сейчас не решаем, что и как будет, — комментировал руководитель проекта Константин Неустроев, — мы предлагаем вам, как может быть. А быть или не быть — решать вам…
Споры тем не менее не прекращались.
— Лесная дорога нужна! — убеждали одни. — По нашим расчетам она позволит сэкономить около 22 миллионов автомобильных километров в год. От Нового города до Старого можно будет доехать за 4 минуты. Автомобильные выхлопы в Тольятти и так превышают норму. Если хотите — продолжайте жить в пробках. В конце концов, город — не заповедник. Поймите, что Южное шоссе разгрузить просто необходимо, иначе мы все задохнемся…
Однако общественность имела на то свою точку зрения, сходясь в общем-то в одном мнении: хотите — стройте, только не через лес.
Так и разошлись обе стороны, не придя к общему знаменателю. Однако ясно одно: просто так вмешаться в судьбу города общественность не даст. Да и сами разработчики не против еще раз встретиться, дабы обсудить острые моменты. Пока что вносить изменения еще не поздно. Сам генплан полностью будет готов в конце 2002 года.