23 августа 2007 12:25
12598

На уровне канализации


   Между тем, Тольятти уже стоит на грани коммунальной катастрофы. Возьмем канализацию. Ситуация с ней близка к критической. Если немедленно не принять меры, то уже через несколько лет тольяттинцам придется забыть об унитазах и рыть ямы во дворах. А сверху ставить классические деревянные будки. Все не просто плохо. Все очень плохо.
   Хозяйствующие субъекты
   Когда-то, во времена не столь незапамятные, канализационная система города представляла собой единое целое. Затем началась приватизация, и различные предприятия поделили и коллекторы, и насосные станции. Биологические очистные сооружения, на которые идут коллекторы со всего Автозаводского района, принадлежат ВАЗу. Ему же принадлежит семнадцатикилометровая нитка из трех труб диаметром 1200 мм, по которым наши фекалии двигаются на очистку. Поскольку в Новом городе рельеф местности позволяет гнать стоки жилых кварталов самотеком, под уклон, насосных станций практически не требуется. Появляются они лишь на территории промзоны. Принадлежат опять же ВАЗу.
   Центральный район «завязан» на Тольяттикаучук. С рельефом здесь дела обстоят хуже, поэтому по району разбросаны 14 насосных станций, качающих стоки в главную станцию. Она уже и гонит весь поток на очистные сооружения. В Комсомольском районе очисткой стоков занимается ТольяттиАзот.
   Все эти предприятия в целом поддерживают принадлежащую им инфраструктуру в удовлетворительном состоянии. Не столько из чувства привязанности к тольяттинцам, сколько в силу зависимости своих производств от нормальной работы канализации. Однако внутригородские сети, проходящие через жилую зону, заводам не принадлежат. У них отдельные хозяева.
  Когда любой житель города задействует слив унитаза, вынимает пробку из ванны или открывает кран, все стекает по трубам, находящимся в муниципальной собственности. Но едва поток увлекает стоки за пределы дома — появляются очередные «частные владельцы».
  В Автозаводском районе трубы, за исключением внутридомовых, контролирует ОАО «ТЕВИС». В Центральном районе, правда, муниципальными являются все трубы, не только внутридомовые. А вот насосные станции принадлежат уже Водоканалу, являющемуся структурным подразделением МУП «ПОКХ». Он же контролирует и канализацию Комсомольского района.
Кубометры
   Пропускная способность очистных сооружений ВАЗа составляет 290 тысяч кубометров в сутки. Заводу хватает, Автозаводскому району — далеко не всегда. Даже географически расположенные ближе к Старому городу кварталы «завязаны» на ВАЗ. В сухие дни удается балансировать в положении «тютелька в тютельку», полностью используя пропускную способность системы. Но стоит пройти дождю — и переполненная ливневая канализация не вмещается в 290 тысяч кубов. Если в жилой зоне еще можно надеяться, что все «само рассосется» и впитается в землю, то ливневые стоки на территории ВАЗа слишком грязны. Отправлять их на очистные сооружения требуется в обязательном порядке.
   В связи с этим дождь оборачивается отключением воды для многих жителей Нового города. Запас прочности системы обеспечивается за счет граждан — пусть им без воды неудобно, зато и стоков они в такие моменты не производят.
   В Центральном и Комсомольском районах ситуация другая. Очистные сооружения Тольяттикаучука при ежесуточной пропускной способности 160 тысяч кубометров отчитываются департаменту ЖКХ не более чем за 110 тысяч. 80-90 тысяч кубометров стоков при пропускной способности 110 тысяч очищают каждые сутки на сооружениях ТоАЗа.
   Понятно, что самым простым решением проблемы с перегрузкой канализации в Новом городе, исходя из этих цифр, является переброс части стоков из его жилых кварталов в коллекторы Центрального района. Однако специалисты департамента ЖКХ разводят руками — когда хозяйством заведуют сразу шестеро, практически невозможно договориться о каком-то конкретном решении. Да и денег у города на это нет…
Старость
   Канализация — это в первую очередь трубы. Сотни километров труб.
   Как известно, трубы не могут служить вечно. В наших природных условиях менять их требуется в среднем каждые 25 лет. Если они становятся старше, нарастает риск аварий, прорывов. Чтобы этого не случалось, советские технические нормы предписывали ежегодную амортизационную норму в четыре процента от всех основных фондов. Как видно, полный цикл обновления как раз и должен был проходить каждые 25 лет. Времена, однако, изменились. На сегодняшний день даже один процент обновления практически недостижим.
   Перейдем к конкретным цифрам.
   На конец 2005 года, данные за который у нас имеются, в ведении муниципалитета (департамента ЖКХ) находилось 1090 километров канализационных труб. Выработали свой срок уже более половины из них, 654 километра.
   Из 588,78 километра труб, находящихся в ведении ТЕВИСа, замены требуют около 500 километров, или 84,5%.
   По линии Водоканала состарились около 62% труб, или 140 из 225 километров.
   Как же проводилась замена этих изношенных фондов? Водоканал переложил два километра труб, ТЕВИС очень аккуратно подсчитал, что заменил аж 826 метров. Про департамент ЖКХ известно лишь, что на замену канализационных труб на год было выделено целых два миллиона рублей. Этих денег не хватит даже на километр.
   Руководствуясь существующими нормами, эти структуры должны были в течение года заменить соответственно 9, 23 и 44 километра.
Запас прочности
   Особых проблем с трубами в Тольятти пока не заметно. Те, кто прокладывал их несколько десятилетий назад, заложили в конструкции солидный запас прочности.
   Именно его мы и используем сейчас. Денег на замену труб нет и не предвидится. К счастью, на латание периодически появляющихся дыр средств пока хватает. Но скоро хватать перестанет.
   Чудес не бывает. Надеяться, что трубы, находящиеся в земле с 60-70-х годов прошлого века, «как-нибудь еще полежат», глупо. По мере их дальнейшего старения ежегодное количество аварий в пересчете на километр длины будет нарастать не линейно, а лавинообразно.
Если отношение к трубам не менять, лет через десять это закончится тем, что вся система (в данном случае канализации, но это же относится и к отоплению, и к водоснабжению) превратится в одну сплошную аварию. И в совершенно одинаковой и крайне печальной ситуации окажутся все: как обитатели древних хрущевок, так и жители элитных квартир. Канализация — она на всех одна.
   Перспективы
   Надо сказать, городские власти знают ситуацию. Но денег нет. За пятнадцать постсоветских лет коммунальное хозяйство недополучило столько амортизационных отчислений, что теперь, возжелай мы вдруг срочно заменить все состарившиеся трубы, на это уйдет несколько городских бюджетов. А кроме того, что нет денег, у властей нет желания хоть что-то делать. А зачем? Пока вроде все держится, «сделано в СССР» все-таки. Когда начнутся проблемы, городское руководство будет уже совершенно другое. И все народное возмущение именно ему, грядущему руководству, и достанется.
   Хочется, конечно, быть оптимистом. Представить себе, как город получает гигантский транш из федерального бюджета и покрывается километрами траншей и сотнями котлованов. Однако есть одна загвоздка. Лишь в одном городе страны работы по регулярной замене труб идут более-менее удовлетворительно. В Москве.
   А в целом по России ситуация гораздо хуже, чем в Тольятти. У нас город все-таки относительно молодой. Так что деньги из центра нам дадут в последнюю очередь.
Но, может, затянем ремни, будем платить за коммунальные услуги еще больше, чем теперь, и справимся собственными силами? Верится с трудом. Дело в том, что амортизационные отчисления в коммунальном хозяйстве пожирают громадные средства. ЖКХ — система, изначально рассчитанная на обеспечение потребностей граждан, а не на получение прибыли. Но что происходит в случае, если коммунальное хозяйство переходит в руки «эффективных собственников»? А то, что они сразу же начинают любыми доступными средствами повышать прибыль. И первой жертвой становятся амортизационные средства. Если их «сэкономить», то прибыль хозяев труб вырастет на порядки. При этом заметить, что никакой замены труб не было, пользователи услуг этого самого коммунального хозяйства могут лишь лет через пятнадцать-двадцать. А тогда хозяева, собрав чемоданы с долларами, навсегда покинут «эту отсталую страну» с лопнувшими трубами.
   Все очень просто. Любой «эффективный предприниматель» в сфере ЖКХ будет усиленно стремиться максимально выкачать из своей отрасли амортизационные отчисления. Не потому, что он плохой человек, а потому, что так действительно, без всякой иронии, гораздо эффективнее. С точки зрения финансовых показателей.
   С точки зрения простых жителей города, конечно, так делать нельзя. Но кому они, простые жители, кроме самих себя, интересны?

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: