7 марта 2000 13:13
9235

Недостаточно альтернативные выборы: Старший брат-педант, дядюшка сосед, отец родной и школьный учитель — зануда

Профессор Дмитрий Ольшанский, директор Центра стратегического анализа и прогноза, представил результаты исследований рейтингов кандидатов в президенты. Оные рейтинги составлены в результате опросов, проведенных 22-28 февраля в пяти так называемых суперрегионах (Нечерноземье, Юг, Север, Урал и Южная Сибирь — в каждый входит от 3 до 7 субъектов Федерации) и дополненых результатами исследований образов политиков в фокус-группах.

Первый тур

В рейтингах практически повсеместно, разумеется, лидирует Путин, однако это лидерство недостаточно для победы в первом туре. Согласно результатам, наибольший рейтинг доверия Путин имеет на Юге (Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области) — 49%, наименьший — на Севере (Архангельская и Вологодская области, Коми) — 42%. (Напомним, ВЦИОМ называет по всей России цифры 56-59%). Как выяснилось, у женщин Путин пользуется большей популярностью, чем у мужчин, основные возрастные категории — средний и молодой возраст, поддержку ему выражают преимущественно жители городов. Однако ситуация достаточно подвижна, сильно зависит от действий ИО, в первую очередь от дальнейшего течения и результатов войны.

Второе место, разумеется, у Зюганова — от 21% до 27%. «Партийная дисциплина — мощный ресурс», как говорится в пресс-релизе. Однако позиция Зюганова неуклонно слабеет, даже по «красному поясу». Возможно, это связано с ослаблением доверия к коммунистам, или, что более вероятно, со спецификой возрастной категории, поддерживающей данного кандидата в президенты. К тому же часть голосов Зюганова, безусловно, забрал Тулеев.

Борьба за бронзу

Тулеев занимает в рейтинге третье место в четырех регионах из пяти, причем с достаточно высоким уровнем симпатий (9-21%). А в Южной Сибири вообще претендует на второе — там Кемеровский губернатор особенно популярен. Тулеев — опытный политик, на выборах Президента России в 1991 году в Кемерове он вообще победил. Поддерживает Тулеева («нового левого») так называемый «протестный электорат», «рабочая молодежь». Тулеев — реальный локальный лидер, сделавший что-то в своей области, и выглядит в глазах избирателя куда реальнее, чем некий расплывчатый федеральный политик, каким является, например, Зюганов.

Тем не менее успех Тулеева выглядит несколько неожиданно, а его третье место непрочно, оно «в розыгрыше». В 1996 году его стабильно удерживал Явлинский, однако слишком узкая направленность его электората, слишком очевидные рамки социальной базы — интеллигенция, большие города — приводят к тому, что позиции «Яблока» в глубинке постоянно слабеют. Либо же его просто не знают. Сейчас у Явлинского в рассматриваемых регионах 5-6%, больше всего на Севере — там он занимает третье место.

Из остальных кандидатов выделяются С.Говорухин, пользующийся достаточно большой поддержкой на Юге, где он избран в депутаты Госдумы по одному из мажоритарных округов, и Ю.Скуратов. За неимением другого, Скуратов сейчас считается наиболее харизматическим лидером, а наибольшее доверие ему оказывают на родине, в Бурятии.

Резерв

На самом деле, все вышесказанное не сильно проясняет ситуацию в целом. Неизвестно, например, сколько процентов проголосует «против всех» — а такой процент наверняка будет достаточно велик, на декабрьских выборах по одномандатным округам против всех проголосовали 11,1%, в восьми округах выборы не состоялись. В 1993, 1995 гг. такого не было и в помине; раньше люди просто не приходили на выборы, теперь — и это «новая черта политической культуры», по выражению Ольшанского, — избиратели специально приходят на выборы, чтобы выразить свою волю, проголосовав против всех.

Кроме того, существует электорат Жириновского, электорат Примакова, Лужкова — а в сумме это достаточно большой процент, который неизвестно, как распределится. По данным Центра стратегического анализа и прогноза, 6% Жириновского распределятся так: 2% — Тулееву, 2% — против всех и по 1% — Путину и Зюганову. Нельзя забывать и о бесконечных планах объединения, выдвижения единого демократического кандидата, которые могут корректировать ситуацию. «Вероятность второго тура — 60%», — считает Ольшанский. По его формулировке, это не безальтернативные, а «недостаточно альтернативные» выборы.

Роли

Напоследок Ольшанский привел результаты психологических исследований в фокус-группах: как себе представляют люди политиков, их, так сказать, социальные роли. Так вот, Путин — старший брат, правильный, за всеми следящий, педан-тичный, надежный; Зюганов — дядюшка, живущий по соседству, но часто захаживающий; Тулеев (sic!) — отец родной (это, правда, в основном в сибирско-уральской группе такие тенденции восприятия «нового левого»); а вот Явлинский — учитель, надоедливый, приставучий школьный учитель. Вот оно, чудо человеческого сознания в действии


Полит.Ру

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: