«Третья волна» квартирных вопросов

28 июля 2000 15:51
 9070
Как-то незаметно на фоне предвыборных кампаний многочисленных кандидатов на пост мэра Тольятти прошла пресс-конференция, посвященная строительно-жилищной программе Николая Уткина «Третья волна». А ведь говорилось на ней об отнюдь не путых вещах и отнюдь не пустыми фразами. Квартирный вопрос, доставшийся в наследство от социалистического прошлого капиталистическому настоящему по-прежнему актуален, да еще и как! Вот, например, об одной программе нынешнего, но уже сложившего с себя полномочия, мэра мы слышали. Напомню, речь идет о, так называемой, программе «6+6» четырехгодовалой докризисной (дубль «два») давности. Это значит шесть месяцев строишь, а шесть лет потом платишь. Как оказалось, несмотря на использование в самой идее достаточно современных технологий возведения жилья, Тольятти почему-то не готов принять такой способ улучшения жиищных условий. И из финансовых соображений тоже: не по карману оказалась инновация строительных консультантов Сергея Жилкина рядовым горожанам Тольятти.

Годы прошли, и нуждающихся в жилье не убавилось, а только прибавилось. При нынешнем фонде, используемых квартир в 11 млн. кв. метров, в Тольятти насчитывается по ориентировочным подсчетам 80 тысяч тех, кому необходимо решить свои кваритрные вопросы. И если вы понимаете о чем идет речь, то вывод также очевиден: нашему городу нужна массовость застройки жильем. Своего рода «третья волна». Первую, как известно, автомобильная столица России (в ту бытность — еще Ставрополь-на-Волге) пережила в 50 годы, с основанием ГЭС. Вторая строительно-жилищная волна захлестнула наш город уже в переиод подъема большой химии и, безусловно, Волжского автомобильного завода. Вероятно, каждого девятого из десяти прочитавших эти строчки так или иначе коснулись эти волны. И вот сейчас, похоже, перспективным направлением, наравне с автомобилестроением и промышленной химией, декларируется возрождение строительных традиций. Само собой, говорит об этом профессионал-строитель со стажем Николай Уткин. Вот что он предлагает.

— Сегодня основу города составляет АВТОВАЗ и заводы химиии. Предлагаю ввести еще одну основу, еще один краеугольный камень — строительство. То, что сегодня происходит в городе, не укладывается ни в какие рамки. Ведь мы имеем такую богатую строительную индустрию, а строимость квадратного метра жилья с каждым годом все растет и растет. Упущены многие моменты, которыми мы гордились всю жизнь, — служба единого заказчика по кварталам и районам. Что создает соответствующую неразбериху. Нет ответственного за сети, за благоутсройство и все остальное. Кроме этого есть большая, я бы сказал великая потребность в жилье. Но сейчас вот в той экономической ситуации в которой мы находимся у большинства людей нет возможности его приобрести. И надо понять одно, что бесплатного жилья сейчас практически нет, кроме отдельных категорий — это для участников Великой Отечественнойи войны, для чернобыльцев, для военных уволенных в запас и отчасти для инвалидов. Все остальные приобретают жилье за счет собственных средств.

Вопрос в том, как приобрести это жилье. Что касается ипотеки (одна из форм строительства в кредит), — это хорошая идея, но пока расчитанная на средний класс. А нам надо найти возможность как многих обеспечить этим жильем. В том числе и учитывая их собственные сбережения или доходы.

Все эти возможности в городе есть и испытаны на примере Волжского автозавода, на основе финансово-строительного кооператива «Лада-Дом», оторый хорошо знаком всем автовазовцам. Этот метод позволяет строить с меньшимим затратами и растянуть время оплаты средств за квартиры участниками строительства. Плюс к этому у нас есть возможность использовать еще один из ресурсов, который не востребован — это недострои, существующие в городе. Плюс к этому можно использовать как кредитное строительство, так и субсидии и масса есть различных проблем, которые можно решить с меньшим напряжением. Так, чтобы люди могли рассчитываться в течении 7-8 лет, а в последущие 2 года и увеличить этот срок до 20 лет.

По уверениям участников пресс-конференции строительно-жилищная программа «Третья волна» находится на стыке инетресов как мэрии, так и АВТОВАЗа. Во что говорит зам. директора по экономике АО «АВТОВАЗ» Виктор Сажин:

— Сошлись общие интересы, интересы Николая Уткина, как человека, интересы мэрии, которые она не реализует как орган социальной защиты населения города. Эта функция в управлении городом развита недостаточно. В части и обеспечения жильем. Интересы предприяти и города, которые сегодня столкнулись с проблемой мотивации персонала, особенно рабочи. Все труднее становится набирать квалифицированный персонал на рабочие профессии. Предприятия, в том числе и АВТОВАЗ, постепенно сталкиваются с этой проблемой. Сейчас она доставляет значительную часть забот руководителям. И вот эти совпавшие интересы позволили найти принципиальные подходы как у нас, на АВТОВАЗе, у руководителей, которые реализуют программу «Лада-Дом,» так и у кандидата на пост мэра Николая Уткина. В чем заключаются главные принципы?

Первое — жилье это первоочередная необходимость, это не злоба дня, а именно первоочередная необходимость каждого человека. И реализовать программу жилья, крыши над головой, очень важно. А второй принципиальный подход — это то, что нужно идти не от политических заявлений, не от политической подоплеки и игр, а идти от проблемы каждого человека. Технология, которую мы обсудили в рамках исполнения программы «Лада-дом», подсказала правильный подход. То есть, когда практически уточняется нуждаемость и способ реализации нуждаемости в жилье по каждому человеку. Такой процесс в принципе начат — около 5 тысяч человек прошли на АВТОВАЗе эту регистрацию. А после знакомства Николая Дмитриевича с этим, он понял, что коснуться это может и муниципальной очереди.

Важно идти от человека, от его возможностей. А уже жизнь показывает, что принципиальные финансовые подходы — это жилищные субсидии за счет предприятия; второе — это займы, под низкие небанковские проценты; третье — личные накопления граждан и четвертое — использование уже имеющегося жилья, т. е. его залоговая стоимоть.

Генеральный директор ФСК «Лада-Дом» Владимир Черкесов:

— В начале своей программы мы были ориентированы на то, что имели. А имели, по сути дела, незавершенные объекты, с которых и стартовали. С них началась работа, был создан оборотный капитал, а затем пошло развитие данной прграммы. Стали изучаться новые технологии, которые существуют в городе, в России, стали изучаться возможности привлечения инвесторов. И по истечении 2 лет мы встали перед задачей организации финансового института, который бы позволял людям накапливать средства для ведения строительства. Такой финансовый институт был создан в лице потребительского кооператива «Социальный». На сегодняшний день он набирает обороты.

Директор ПК «Социальный» Виктор Беляев:

— За счет чего у нас можно увеличить сроки строительства ? За счет того, что человек начинает накапливать средства до того как приступает к строительству жилья, то есть за год, два или три. Больше чем на три года мы пока не заключаем договоры, поскольку имеем туманные перспективы пока еще. После того, как человек накопил половину, мы начинаем строить для него квартиру в «Лада-Доме». Но застройщиком выступает кооператив «Социальный». А после того как человек вселится в квартиру, он вносит оставшуюся разницу. Пока на протяжении до полутора лет.

И вот на данный момент мы сталкиваемся с тем, что желающих строить квартиры больше, чем возможности строительства у «Лада-Дом». Мы не можем принять желающих больше, чем будет построено жилья. И конечно мы ограничены в финансовых средствах.

Генеральный директор ФСК «Лада-Дом» Владимир Черкесов:

— Есть проблемы, которые мы обсужлали с Николаем Уткиным и нашли полное взаимопонимание в этом отношении. Это управление инвестиционно-строительным циклом. На сегодяшний день все хозяйственные субъекты по-сути разрозненны. Мы надеемся в лице будущего мэра объединить все усилия: заказчиков, подрядчиков и производителей строительных материалов. Есть проблемы с использованием земли. В городе не так уж много обустроенных инфраструктур и территорий. Поскольку бюджетные ассигнования на сегодняшний день оставляют желать лучшего. Но это не самое страшное — можно объединить усилия заказчиков и других инвесторов. И в этом отношении у нас с Николаем Дмитриевичем позиция едина.

Действиельно есть проблема выживания стройиндустрии в городе — ее нужно поддерживать. Инвестиционно — строительный цикл объединяет в себе многих хозяйствующих субъектов. А это рабочие места, это люди нашего города, это их жизнь. И отмахиваться от этих проблем ни Николай Уткин ни участники программы «Лада-Дом» не собираются.

Таким образом, в Тольятти действительно объективно назрела нобходимость реформирования строительной отрасли. И более того, есть те, кто уже «вырос» из тех «детских штанишек» объема строительства жилья. Есть нуждающиеся, в избытке. Есть желающие строить для себя, также в избытке. Есть спрос на подрядчика и на укрупнение финансового механизма кредитования. Остается свести все эти потребности в одну линию и превратить проекты в дома.

Юрий Инкери

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Какой вопрос необходимо вынести на голосование для тольяттинцев во время выборов президента?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: