28 апреля 2000 14:56
9148

Владимир Каданников: «GM заинтересован в нашем проекте»

В пятницу 21 апреля состоялась
встреча председателя совета директоров АО «АВТОВАЗ» Владимира Каданникова с
представителями центральных и местных средств массовой информации. По времени
это совпало с двумя значимыми для ВАЗа событиями — 30-летием сборки первого
автомобиля на Волжском автозаводе и заседанием совета директоров головной компании
«General Motors» по принятию решения о подписании генерального соглашения с
АВТОВАЗом. В актуальности последнего никто не сомневался. Именно с рассказа
о возможном предстоящем сотрудничестве Волжского автозавода и GM начал встречу
Владимир Васильевич:

— Были проведены консультации по этому
вопросу. В результате их оценка была почти стопроцентно положительной.

Совету директоров «General Motors» для
принятия решения представлен бизнес-план, который содержит все, чтобы поставить
производство в совместном предприятии «GM-АВТОВАЗ» на 90 тысяч автомобилей в
год на площадях в городе Тольятти. Предусмотрено, что будут выпускаться 75 тысяч
автомобилей «Нива» ВАЗ-2123 и 15 тысяч — «Опель» Т-3000.

Думаю, надо высказать нашу точку зрения
на то, почему именно Т-3000 и в таком количестве. Он нами выбран потому, что
это самый последняя модель, поставленная «GM-Оpel» на конвейер летом 1998 года.
Как всякий новый автомобиль, он в себе содержит все научные, технические, конструкторские
достижения, которые к этому времени уже известны, исследованы, разработаны.
И на это затрачены большие деньги.

Получая в производство Т-3000, мы хотим
и будем развивать производство автокомпонентов в России. Не затрачивая времени
и денег, мы хотим скачком изменить конструкции целого ряда автокомпонентов.
Толчком к этому должен стать Т-3000. Потом мы хотим обратные унификации с этой
модели использовать с усовершенствованиями, если они потребуются, на свои новые
разработки и на выпускаемые автомобили. Таким образом, толчком поднять качество
нашего автомобиля в целом. Вот почему мы хотим поставить Т-3000.

Конечно, 15 тысяч автомобилей в год ничего
не меняют в наших 700 тысячах, но технически для нас это очень важно. Для «GM-Opel»
важен выход на рынок России. И вот этот автомобиль как раз является его началом.

Мы провели маркетинговые исследования по
возможному спросу, прежде чем составить бизнес-план. Дальше занимались главным
образом удешевлением этого автомобиля. Мы сумели снизить цену этого автомобиля
пока только в себестоимости примерно до 11 тысяч долларов. По совместным исследованиям
нашего рынка, делать больше 15 тысяч автомобилей по себестоимости в 11 тысяч
долларов проблематично. Есть опасность, что больше мы не продадим в сегодняшней
России с покупательской способностью ее населения.

Одновременно с этим GM заинтересовался
нашим новым автомобилем «Нива». Мы начали подготовку его производства. Но на
скорейший выпуск этого автомобиля у нас нет денег. А автомобиль — это не вино.
Он не улучшается с годами. Поэтому автомобиль надо выпускать на рынок как можно
раньше. Тогда он сможет завоевать там свои позиции. GM сам проводил клинику
этого автомобиля и понял, что выход на рынок не только России, но и Восточной
Европы с новой «Нивой» очень перспективен. И поэтому GM готов вложить деньги
в нашу разработку. Это немногим больше 250 миллионов долларов, которые надо
освоить в короткое время, чтобы как можно быстрее начать выпускать этот автомобиль.

— По срокам освоение ВАЗ-2123 будет идти
параллельно Т-3000?

— Абсолютно. Это один конвейер. В бизнес-плане
мы закладывали цену новой «Ниве» 8 тысяч долларов. Не исключено, что на экспорт
в целый ряд стран эта модель пойдет под наименованием «Шевроле».

— Ожидаете ли вы получить какую-либо поддержку
у государства, правительства?

— Мы не ждем никаких гарантий от правительства.
Я думаю, что это было бы наивно. Забот у правительства сейчас и без того хватает.
Даже очень выгодные вложения сейчас государство вряд ли будет делать.

Это связь двух компаний. Они пополам вкладывают
деньги в дело, которое, по нашему обоюдному мнению, быстро окупаемо и приносящее
прибыль. Это чистый бизнес. А его результатами являются новые автомобили для
населения России.

А что касается вопроса, влияет ли на эти
решения политическая обстановка в стране — только что выбранный президент, отсутствие
правительства — то я могу сказать, что нет. Если бы это влияло, то в России
ничего невозможно было бы создать. Потому что правительство у нас меняется куда
чаще, чем можно успеть составить новый бизнес-план.

— Как будет строиться управление возможным
совместным предприятием?

— По управлению предварительные договоренности
у нас есть. Основные должности оговорены: на какой — представитель GM, на какой
— от ВАЗа. Еще требуются дополнительные уточнения.

Но в связи с тем, что мы были согласны
на имущественное построение только «50х50», то никаких преимуществ ни одной
стороне нет. Прибыль распределяться будет поровну, должности — тоже.

— В чем причина столь длительного принятия
решения о сотрудничестве?

— На долгие переговоры влияли прежде всего
рабочие процессы, которые мы должны были проделать. Это составление точного
бизнес-плана, проверенного со специалистами GM. Я могу сказать, что они затратили
за это время порядка 40 миллионов долларов. Эти суммы говорят о большой проделанной
работе.

Но кроме этого влияли некоторые события,
которые происходили одновременно. Одним из последних событий стало подписание
FIAT и Горьковским автозаводом документа о намерениях. Я могу только сказать,
что не было состояния ожидания выборов президента в России.

— Чем объясняется столь пристальный интерес
«General Motors» к возможному СП?

— GM считает деньги в более отдаленной
перспективе. А если попытаться заглянуть в нее, то становится видно, что происходит
сегодня в мире автомобилестроения.

Это прежде всего процесс глобализации.
Он не нов, начался еще после окончания второй мировой войны. Это объединение
разных автомобильных компаний между собой, поглощение одной компанией другой.

Но в последние годы этот процесс очень
ускорился. Сейчас можно ожидать, что к 2006 году в мире останется не более 5-6
автомобильных транснациональных компаний. Если говорить об автомобиле, который
будет делаться в этих ТНК, то стремление такое, что на одной платформе — основании
с мотором и колесами — нужно собирать много разных марок. Это прежде всего значительно
удешевляет производство. Оно становится более стандартным. Сегодня таких вот
платформ, на которых делается в общей сложности более миллиона автомобилей,
в мире уже 14 процентов. Ожидается, что к 2006 году таких платформ будет 33
процента от общего выпуска легковых автомобилей в мире.

Понятно, что к тому времени весь автомобильный
рынок будет поделен между теми 5-6 транснациональными автомобильными компаниями.
И может быть, этот процесс продлится и дальше. Понятно, что судьба ВАЗа и всего
автомобилестроения в России, конечно, не может не зависеть от этой тенденции.
Мы пока еще остаемся в изоляции, не интегрированы в автомобилестроение мира.
Но совершенно определенно, что этой изоляции скоро придет конец.

Поэтому кроме выгодности проекта GM руководствуется
еще и соображениями глобализации.

— Как скоро можно будет увидеть первые
автомобили, выпущенные на возможном СП?

— От подписания генерального соглашения
надо отсчитывать примерно 18-20 месяцев.

— Не получится ли так, что работники СП
окажутся в более выгодных условиях, нежели остальные вазовцы?

— Мы обязательно будем договариваться о
некотором социальном уравнивании на этих двух предприятиях. Нельзя допустить,
чтобы рядом трудились одинаковые специалисты с колоссальной разницей в социальных
условиях. И это закладывается в бизнес-проект. Здесь учитываются реальные российские
условия.

— Приемлет ли GM уровень квалификации рабочих,
систему контроля качества, которые сложились на ВАЗе?

— GM подчеркнул высокий уровень образования
и более принципиальное, чем у них, отношение к труду. Их специалисты в первый
же день, пройдя по главному конвейеру, сказали: если бы у нас работали так люди,
то наша прибыль была бы в два раза больше.

— Появляется новое производство, новые
рабочие места, новая налогооблагаемая база. Предусмотрены ли хотя бы на первом
этапе какие-то налоговые льготы, пусть даже на местном уровне?

— Мы намерены обратиться к правительству
в рамках указа президента, в котором отмечено, что при капиталовложениях, превышающих
определенную сумму, предоставляются налоговые каникулы на пять лет при выполнении
некоторых условий — в первый год используются 10 процентов российских компонентов,
второй — двадцать, третий — тридцать и так далее.

— АВТОВАЗ успешно завершил прошлый год
и уверенно начал нынешний. Что на это больше повлияло — внешние экономические
условия в стране или собственные усилия ВАЗа?

— И то, и другое повлияло. Наблюдалась
некоторая монетизация экономики. Деньги стали появляться, и люди начали активнее
покупать автомобили. АВТОВАЗ при этом не повышал на них цены так же стремительно,
как рос доллар.

Если рассматривать статистику изменения
цен, то при росте курса доллара почти в пять раз наши автомобили подорожали
в среднем в 0,8 раза. К сожалению, материалы и комплектующие при этом выросли
в стоимости куда значительнее. Тем не менее, мы продолжаем сдерживать цены за
счет внутренних резервов. Мы считаем, что нынешняя стоимость наших автомобилей
на пределе покупательской способности населения. Удерживая цену в разумных рамках,
мы способствуем активной продаже наших автомобилей.

— Вчера состоялось заседание совета директоров
АВТОВАЗа. Какие наиболее существенные решения были на нем приняты?

— Повестка дня была очень большой. Главной,
конечно, стояла подготовка к собранию акционеров. Были рассмотрены все отчеты,
где отражены наши прибыли и убытки, все недостатки прошлого года. Внешним аудитом
«Прайс Уотерхаус Куперс» была отмечена прозрачность нашего акционерного общества.
Не позднее 26 апреля, то есть за месяц до собрания, нашим акционерам будет предоставлена
возможность ознакомиться с этими материалами.

Кроме этого на минувшем заседании совета
директоров обсуждались вопросы по реформированию АО и многое другое.

Среди держателей крупных пакетов изменений
не произошло. А вот обмен акций АВТОВАЗа на свидетельства о депонировании акций
Автомобильного Всероссийского альянса увеличил количество наших акционеров более
чем на 8 тысяч. Все это время на рынке росла стоимость наших акций. Но пока
еще она остается ниже номинальной.

Одним из методов повышения рыночной стоимости
акций является выплата дивидендов по ним. В этом году на собрании акционеров
от имени совета директоров будет предложено не выплачивать дивидендов по итогам
1999 года, так как не выполнен план по получению прибыли. На минувшем же заседании
совета директоров принято решение приложить максимум усилий для того, чтобы
по результатам 2000 года мы могли начать выплату дивидендов.

Евгений Веретин,

пресс-центр АО «АВТОВАЗ»

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: