встреча председателя совета директоров АО «АВТОВАЗ» Владимира Каданникова с
представителями центральных и местных средств массовой информации. По времени
это совпало с двумя значимыми для ВАЗа событиями — 30-летием сборки первого
автомобиля на Волжском автозаводе и заседанием совета директоров головной компании
«General Motors» по принятию решения о подписании генерального соглашения с
АВТОВАЗом. В актуальности последнего никто не сомневался. Именно с рассказа
о возможном предстоящем сотрудничестве Волжского автозавода и GM начал встречу
Владимир Васильевич:
вопросу. В результате их оценка была почти стопроцентно положительной.
принятия решения представлен бизнес-план, который содержит все, чтобы поставить
производство в совместном предприятии «GM-АВТОВАЗ» на 90 тысяч автомобилей в
год на площадях в городе Тольятти. Предусмотрено, что будут выпускаться 75 тысяч
автомобилей «Нива» ВАЗ-2123 и 15 тысяч — «Опель» Т-3000.
на то, почему именно Т-3000 и в таком количестве. Он нами выбран потому, что
это самый последняя модель, поставленная «GM-Оpel» на конвейер летом 1998 года.
Как всякий новый автомобиль, он в себе содержит все научные, технические, конструкторские
достижения, которые к этому времени уже известны, исследованы, разработаны.
И на это затрачены большие деньги.
и будем развивать производство автокомпонентов в России. Не затрачивая времени
и денег, мы хотим скачком изменить конструкции целого ряда автокомпонентов.
Толчком к этому должен стать Т-3000. Потом мы хотим обратные унификации с этой
модели использовать с усовершенствованиями, если они потребуются, на свои новые
разработки и на выпускаемые автомобили. Таким образом, толчком поднять качество
нашего автомобиля в целом. Вот почему мы хотим поставить Т-3000.
не меняют в наших 700 тысячах, но технически для нас это очень важно. Для «GM-Opel»
важен выход на рынок России. И вот этот автомобиль как раз является его началом.
возможному спросу, прежде чем составить бизнес-план. Дальше занимались главным
образом удешевлением этого автомобиля. Мы сумели снизить цену этого автомобиля
пока только в себестоимости примерно до 11 тысяч долларов. По совместным исследованиям
нашего рынка, делать больше 15 тысяч автомобилей по себестоимости в 11 тысяч
долларов проблематично. Есть опасность, что больше мы не продадим в сегодняшней
России с покупательской способностью ее населения.
нашим новым автомобилем «Нива». Мы начали подготовку его производства. Но на
скорейший выпуск этого автомобиля у нас нет денег. А автомобиль — это не вино.
Он не улучшается с годами. Поэтому автомобиль надо выпускать на рынок как можно
раньше. Тогда он сможет завоевать там свои позиции. GM сам проводил клинику
этого автомобиля и понял, что выход на рынок не только России, но и Восточной
Европы с новой «Нивой» очень перспективен. И поэтому GM готов вложить деньги
в нашу разработку. Это немногим больше 250 миллионов долларов, которые надо
освоить в короткое время, чтобы как можно быстрее начать выпускать этот автомобиль.
параллельно Т-3000?
мы закладывали цену новой «Ниве» 8 тысяч долларов. Не исключено, что на экспорт
в целый ряд стран эта модель пойдет под наименованием «Шевроле».
у государства, правительства?
Я думаю, что это было бы наивно. Забот у правительства сейчас и без того хватает.
Даже очень выгодные вложения сейчас государство вряд ли будет делать.
деньги в дело, которое, по нашему обоюдному мнению, быстро окупаемо и приносящее
прибыль. Это чистый бизнес. А его результатами являются новые автомобили для
населения России.
решения политическая обстановка в стране — только что выбранный президент, отсутствие
правительства — то я могу сказать, что нет. Если бы это влияло, то в России
ничего невозможно было бы создать. Потому что правительство у нас меняется куда
чаще, чем можно успеть составить новый бизнес-план.
совместным предприятием?
у нас есть. Основные должности оговорены: на какой — представитель GM, на какой
— от ВАЗа. Еще требуются дополнительные уточнения.
на имущественное построение только «50х50», то никаких преимуществ ни одной
стороне нет. Прибыль распределяться будет поровну, должности — тоже.
решения о сотрудничестве?
рабочие процессы, которые мы должны были проделать. Это составление точного
бизнес-плана, проверенного со специалистами GM. Я могу сказать, что они затратили
за это время порядка 40 миллионов долларов. Эти суммы говорят о большой проделанной
работе.
которые происходили одновременно. Одним из последних событий стало подписание
FIAT и Горьковским автозаводом документа о намерениях. Я могу только сказать,
что не было состояния ожидания выборов президента в России.
«General Motors» к возможному СП?
перспективе. А если попытаться заглянуть в нее, то становится видно, что происходит
сегодня в мире автомобилестроения.
Он не нов, начался еще после окончания второй мировой войны. Это объединение
разных автомобильных компаний между собой, поглощение одной компанией другой.
ускорился. Сейчас можно ожидать, что к 2006 году в мире останется не более 5-6
автомобильных транснациональных компаний. Если говорить об автомобиле, который
будет делаться в этих ТНК, то стремление такое, что на одной платформе — основании
с мотором и колесами — нужно собирать много разных марок. Это прежде всего значительно
удешевляет производство. Оно становится более стандартным. Сегодня таких вот
платформ, на которых делается в общей сложности более миллиона автомобилей,
в мире уже 14 процентов. Ожидается, что к 2006 году таких платформ будет 33
процента от общего выпуска легковых автомобилей в мире.
рынок будет поделен между теми 5-6 транснациональными автомобильными компаниями.
И может быть, этот процесс продлится и дальше. Понятно, что судьба ВАЗа и всего
автомобилестроения в России, конечно, не может не зависеть от этой тенденции.
Мы пока еще остаемся в изоляции, не интегрированы в автомобилестроение мира.
Но совершенно определенно, что этой изоляции скоро придет конец.
еще и соображениями глобализации.
автомобили, выпущенные на возможном СП?
надо отсчитывать примерно 18-20 месяцев.
окажутся в более выгодных условиях, нежели остальные вазовцы?
некотором социальном уравнивании на этих двух предприятиях. Нельзя допустить,
чтобы рядом трудились одинаковые специалисты с колоссальной разницей в социальных
условиях. И это закладывается в бизнес-проект. Здесь учитываются реальные российские
условия.
систему контроля качества, которые сложились на ВАЗе?
и более принципиальное, чем у них, отношение к труду. Их специалисты в первый
же день, пройдя по главному конвейеру, сказали: если бы у нас работали так люди,
то наша прибыль была бы в два раза больше.
рабочие места, новая налогооблагаемая база. Предусмотрены ли хотя бы на первом
этапе какие-то налоговые льготы, пусть даже на местном уровне?
в рамках указа президента, в котором отмечено, что при капиталовложениях, превышающих
определенную сумму, предоставляются налоговые каникулы на пять лет при выполнении
некоторых условий — в первый год используются 10 процентов российских компонентов,
второй — двадцать, третий — тридцать и так далее.
и уверенно начал нынешний. Что на это больше повлияло — внешние экономические
условия в стране или собственные усилия ВАЗа?
некоторая монетизация экономики. Деньги стали появляться, и люди начали активнее
покупать автомобили. АВТОВАЗ при этом не повышал на них цены так же стремительно,
как рос доллар.
цен, то при росте курса доллара почти в пять раз наши автомобили подорожали
в среднем в 0,8 раза. К сожалению, материалы и комплектующие при этом выросли
в стоимости куда значительнее. Тем не менее, мы продолжаем сдерживать цены за
счет внутренних резервов. Мы считаем, что нынешняя стоимость наших автомобилей
на пределе покупательской способности населения. Удерживая цену в разумных рамках,
мы способствуем активной продаже наших автомобилей.
АВТОВАЗа. Какие наиболее существенные решения были на нем приняты?
конечно, стояла подготовка к собранию акционеров. Были рассмотрены все отчеты,
где отражены наши прибыли и убытки, все недостатки прошлого года. Внешним аудитом
«Прайс Уотерхаус Куперс» была отмечена прозрачность нашего акционерного общества.
Не позднее 26 апреля, то есть за месяц до собрания, нашим акционерам будет предоставлена
возможность ознакомиться с этими материалами.
директоров обсуждались вопросы по реформированию АО и многое другое.
не произошло. А вот обмен акций АВТОВАЗа на свидетельства о депонировании акций
Автомобильного Всероссийского альянса увеличил количество наших акционеров более
чем на 8 тысяч. Все это время на рынке росла стоимость наших акций. Но пока
еще она остается ниже номинальной.
акций является выплата дивидендов по ним. В этом году на собрании акционеров
от имени совета директоров будет предложено не выплачивать дивидендов по итогам
1999 года, так как не выполнен план по получению прибыли. На минувшем же заседании
совета директоров принято решение приложить максимум усилий для того, чтобы
по результатам 2000 года мы могли начать выплату дивидендов.
Евгений Веретин,
пресс-центр АО «АВТОВАЗ»