10 ноября 2004 16:31
10034

Завтра концерт Сергея Трофимова в Тольятти

Как правило, любого человека, который что — то из себя представляет, жизнь предварительно, скажем так, здорово нагружает проблемами. По отношению к Трофиму это выражение несколько бледновато. В пионерском лагере, где Серёжа набирался здоровья перед международным конкурсом юных пианистов, проводилась » Зарница «- была такая военно-патриотическая игра. Так вот там Сергей упал с сосны. С высокой. На одной руке 17 (семнадцать) переломов, на другой — чуть меньше. Потом — операция за операцией…Сергею сказали, что никогда ни на одном музыкальном инструменте он играть не сможет. Он с этим не согласился. Можно только догадываться, чего на самом деле это Сергею стоило, но сейчас вдобавок к тем инструментам, на которых играет, он ещё осваивает и баян. Перечислять и представлять его песни — пустая трата времени. Его знает — без преувеличений — вся страна. Его песни не просто слушают миллионы — их любят.


«…Мои герои — это те, кому я пытаюсь сострадать. Но главный герой — это русский простой мужик, с хитрецой, такой витиеватый весь из себя. Всё в нём поровну — и подлость и святость…Современник. И от его имени я пою. Иногда — правда, редко — он поёт от моего имени. Вот » Мата Хари » — это от меня… 


А вообще интереснее брать типаж, персонаж — и от его лица писать. Плюс эксперимент с русским разговорным языком. Ведь люди, когда слушают песни, они себя узнают в первую очередь по речи. А каков язык у народа, такой у него и менталитет. Но я вот тем, что делаю, недоволен. Когда время проходит, думаешь — вот это можно было сделать лучше, вот тут недоработка. Времени всегда не хватает…»


В школе его, разумеется, тоже звали Трофимом. Родился он в Москве. В пять лет, в детском саду, его отобрали в Гнесинскую хоровую капеллу. Год в институте культуры, потом консерватория. Два курса. Потом кабак. Потом два года в церкви — сначала регентом, потом подьячим. Потом — концерты…


«… С кого всё началось… Я не могу сказать, что кто — то один мне нравится больше других — что — то у Вертинского, что — то у Северного. Родители приносили катушки с Галичем, подпольно записанные. Но основной толчок дал, наверное, всё — таки Окуджава. Его стихосложение. А отношение к герою — скорее, от Высоцкого…»


Во всём этом нет никакого плагиата — Сергей смотрит на мир, в котором и сам, кстати говоря, живёт. В общем — то, эта способность дана каждому из нас, только вот смотреть и видеть, а потом и рассказать, и сделать заметным то, на что мы смотрим каждый день, не замечая того, дано далеко не всем. Трофим относится к числу тех, кому свезло… Им написано и исполнено свыше семисот песен. Как тут не вспомнить афоризм: » Плодовитость — признак гения». И даже если верно утверждение, что всеядность ведёт к расстройству желудка, то в случае с Трофимом это правило работает с точностью до наоборот. Впитав от многих великих лучшее, Сергей создаёт отнюдь не сборные солянки, а вещи гармоничные, красивые и совершенно без пережима! В каждом из своих жанров. Один только утренний аналог гимну: » С добрым утром, мужики! » стоит очень дорогого… От пропитанных сдерживаемой, почти незаметной тоской — и от этого ещё более тонких — баллад и блюзов, до зарисовок с сегодняшних улиц — ярких и богатых событиями, от баек об удачливых жуликах и до колик смешных в своей правдивости рассказов о нас самих. Даже откровенно хулиганская » Песня о Ленине «, с весьма спорной трактовкой жизни и деятельности вождя всемирного пролетариата не выглядит хамской. Хотя ортодоксальные коммунисты вполне могут заочно приговорить Трофима к » десяти годам без права переписки «…


«… Песни, персонажи которых жулики, тати и разбойники, всегда были одной из форм народной вольницы на Руси. И если интеллигенция пыталась разбудить Герцена, то у этих был свой какой — то путь против оков власти. Так что это совершенно нормально — Робины Гуды! Хотя, поют всякие песни. Тут вопрос позиций — можно петь о том, что вот, я такой красавец, вот, кого — то на перо посадил… Такому человеку хочется порой сказать: » Ты пойди, в тюрьме — то на самом деле посиди…» А с другой стороны — есть огромный пласт каторжанской культуры. В конце концов, и у Пушкина есть: «Сижу за решеткой, в темнице сырой…»


Любимые поэты — Гумилёв, Пушкин. Кое — что из Цветаевой, кое — что из Владимира Семёновича Высоцкого. Пожалуй, ещё Пастернак. И, как ни странно — ещё переводы из Шекспира Маршака. Сейчас читаю » Палеолингвистику» и, параллельно, Бушкова — » Охоту на пираний «


Пожалуй, понятие » без пережима » — одно из основополагающих в песнях, да и вообще в творчестве Сергея Трофимова. И это не точно рассчитанные и отмерянные порции, а то, что называется талантом, и никакой алгеброй не измеряется. Его герои не учат жить и не дают ответов на всё и вся. Напротив — они ставят вопрос, на который ответить можем только мы сами. Причём, ответить нужно так, как подсказывает сердце и совесть.
Он никогда не поёт в полный голос — даже в этом есть своя недосказанность. И отчасти из-за этого Трофима всегда мало. Всегда жаль, когда кончается его песня.

Завтра, 11 ноября, в ОАО «ДК «Тольятти» исполнитель выступит перед тольяттинцами с новой программой «Стоя на краю». Начало концерта в 19 часов.

Источник: Радио Шансон

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: