Приступы ненависти можно «лечить» только фактами. Несколько дней назад одна из городских газет области (скажем по секрету нашим читателям, что это была сызранская «Гильдия») опубликовала информацию, содержавшую такие строки. Цитирую: «В рамках операции «Вихрь-антитеррор» Сызранская милиция выявила уже 993 человека, живущих в нашем городе без прописки. Догадываетесь, каковы они на внешность?» Еще раньше корреспондент той же газеты сожалела, что в городе по-прежнему много кавказцев и никто не собирается выселять их, дабы они, наконец, перестали портить жизнь мирным сызранским филистерам: «Невооруженным глазом видно, как наша Сызрань «почернела»… Не углубляясь в дебри юриспруденции, склонна в этом вопросе согласиться скорее с мэром. В.Г. Янин считает: есть законные пути для того, чтобы «прижать» тех, кто забывает о правилах поведения в гостях». Все эти сожаления выходят далеко за рамки частного случая. И призыв мэра в соратники в этом смысле наводит на некоторые размышления. Можно сколько угодно убеждать обывателей, что чеченский народ имеет к чеченским террористам такое же отношение, какое имел Чикатило к русским людям. Но, похоже, многих из нас убедить могут только факты. К ним и обратимся. Два года назад в Самаре мог повториться теракт, подобный взрыву на вокзале в Пятигорске. До сих пор об этом знали единицы. Сегодня, после того, как были осуждены осуществившие этот теракт Фатима Таймасханова и Айсет Дадашева, можно говорить о том, что после 28 апреля 1997 года они направили стопы и в Самару. Когда Дадашева и Таймасханова попали в поле зрения ФСБ, ее сотрудники еще не знали, что именно эти женщины совершили теракт в Пятигорске. Однако их насторожили отдельные признаки поведения женщин, свидетельствовавшие о подготовке к акту террора. Преступницы пытались использовать для исполнения своего злого умысла членов местной чеченской диаспоры. Но те отказались помочь им. Айсет и Фатима привезли три взрывных устройства: одно штатное — армейский взрыватель с таймером, а два других — самодельные. Если, конечно, можно так сказать о радиоуправляемых взрывных устройствах, производство которых было налажено на нелегальном заводе в Чечне. Также у женщин имелась распиленная 400-граммовая шашка — такая же, как и та, что сработала в Пятигорске. Как только Айсет и Фатима узнали, что их тайник обнаружен и взрывные устройства изъяты, они вынуждены были покинуть территорию губернии. Задерживать их с поличным ФСБшники не рискнули: где вероятность того, что оперативный работник успеет схватить террористку раньше, чем она нажмет на кнопку? Бывает, что даже мертвый человек, у которого за секунду до смерти палец находится на спусковом крючке, успевает выстрелить. Так и здесь могло случиться. Если же говорить в целом, то пора уже научиться нам отделять лиц определенной национальности от фанатических приверженцев той или иной религии (среди последних могут, между прочим, оказаться и славяне). Летом этого года самарским УФСБ был выдан спецслужбам Узбекистана международный террорист. Хотя в его действиях злого умысла определенной направленности не усматривалось, сработали определенные «маячки», и чекисты приезжего решили проверить. И не зря. Выяснилось, что он участвовал в организации серии терактов, совершенных религиозными фанатиками 16 января этого года в Ташкенте, в результате которых погибло 30 человек. Приверженец ваххабитского течения в исламе, он прошел обучение в лагерях подготовки боевиков Хаттаба. В первую очередь оперативники провели комплекс мер по выявлению среди его связей лиц, причастных к террористической и религиозно-экстремистской деятельности на территории Чечни, Узбекистана и нашей области. Говорят, узнали много интересного. Между тем, в момент задержания террорист твердил: «Вы взяли меня за веру». Что касается лиц так называемой кавказской национальности, то в областном Управлении ФСБ не скрывают, что работают с лидерами всех этнических группировок независимо от их принадлежности. И могут утверждать, что в этой среде экстремистских намерений нет.
Людмила Николаева,
«Самара сегодня»