14 мая 2007 11:23
10516

«Все просто ждут, когда мы умрем…»

Больше месяца прошло с тех пор, как в стенах общественной организации «Союз Чернобыль» объявили голодовку около полутора десятка чернобыльцев. К этому их подтолкнула смерть товарища, который так и не дождался обещанных бесплатных лекарств. «Нет никаких гарантий, что завтра это не случится с любым из нас», — говорили люди, которых государство в апреле 1986 года направило на ликвидацию последствий самой масштабной техногенной катастрофы в истории человечества.
Сначала были нужны, потом забыли
Десятки тысяч людей со всей страны были привлечены на борьбу с разбушевавшимся атомом. Многих из них уже нет в живых. В списках умерших тольяттинцев-ликвидаторов числится 150 человек. Абсолютное большинство из них родилось в послевоенные годы, на момент аварии на ЧАЭС им было по тридцать с небольшим, и отметить свои 50-летние юбилеи им так и не пришлось.
Виновата ли в этом только авария? Истории живущих ликвидаторов говорят об другом: о наплевательском отношении к ним государства, которое всегда презирало человеческую жизнь. Номинально проблемами ликвидаторов должны заниматься чиновники всех уровней, врачи, судьи и прокуроры, но фактически чернобыльцы никому не нужны. Они говорят: «Все просто ждут, когда мы умрем…»
Взять хоть Александра Морозова, которого командировали в Чернобыль в 1986 году, когда больше двух месяцев в зоне ЧС никого не держали. Свою долю радиации Александр Викторович все-таки получил и до последнего времени имел третью группу инвалидности. А недавно специалисты бюро медико-социальной экспертизы посчитали Морозова здоровым и инвалидность сняли.
— По мнению врачей, я вполне могу работать водителем пассажирского транспорта. Я им говорю, у меня голова еще больше болеть стала, ноги отказывают, как я пойду работать водителем? – говорит Александр Морозов. – Мне плохо в любой момент может стать, и люди могут погибнуть. Но они не слушают. Бесплатные лекарства и путевку в санаторий в прошлом году я так и не получил. Четырнадцатилетний сын, у которого проблемы с сердцем и который имеет право на 50-процентную льготу при оплате коммунальных услуг, тоже получает не все, что ему положено от государства».
Когда в 1991 году был принят федеральный закон о социальной защите чернобыльцев, государство много чего наобещало ликвидаторам: улучшить жилищные условия, установить бесплатный телефон, бесплатно лечить и т.д. Но любую мелочь, по признанию чернобыльцев, они выбивали с боем. В 2000 году было объявлено об обмене удостоверений ликвидаторов, причем факт участия в работах на ЧАЭС и в 30-километровой зоне отчуждения участник должен был подтвердить документально. Однако у многих участников тех событий возникли проблемы, на что государство, видимо, и рассчитывало, поскольку большая часть документов, хранящихся в архиве, была уничтожена, так как срок хранения командировочных удостоверений, финансовых и других документов составляет 1-3 года. Тем, кто призывался в Чернобыль через военкоматы, в военных билетах не делали записей, указывающих на факт работы в 30-километровой зоне.
Закон о монетизации льгот 2005 года прошелся и по чернобыльцам. Их включили в реестр федеральных льготников, а денежная компенсация за отобранные льготы оказалась неравноценной. Более того, люди заплатившие здоровьем за благополучие чиновников, не могут получить заслуженные награды. В 2006 году в Москву из Тольятти были направлены списки на представление к наградам 53 чернобыльцев. Но прошел год и, как говорится, ни ответа, ни привета. Недавно, правда, одну награду прислали, но произошло это в день смерти ликвидатора. Товарищи положили ему медаль на крышку гроба.
Председатель общественной организации «Союз Чернобыль» Николай Петрухин уже не первый год борется за права своих товарищей.
— Наша организация в 2005 году подала иск в интересах семи ликвидаторов. Мы были не согласны с суммами, выплачиваемыми за возмещение вреда здоровью, поскольку считаем, что индексация должна зависеть от роста прожиточного минимума в Самарской области. Но представители управления соцзащиты Тольятти и чиновники из областного министерства заявили, что наши требования необоснованны. Суд Центрального района удовлетворил иск частично, вместе с тем, суммы набежали немалые. Так, Валерию Семеновичу Журавлеву ежемесячные суммы начиная с 2005 года установили в размере 6505 рублей, а всего государство задолжало ему более 150 тысяч. Григорий Иванович Щуро должен получать ежемесячно 11658 рублей 89 копеек, а общая сумма набежала более 292 тысяч рублей. Суд обязал взыскать эти деньги с министерства гуманитарного и социального развития Самарской области. Но денег этих никто не получил, — рассказывает Николай Петрухин.
Должны, но не обязаны
В течение 2006 года «Союз Чернобыль» писал обращения и жалобы в различные инстанции, в частности, в прокуратуру. Последняя провела масштабную проверку и выяснила, что с 1 января 2006 года в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области поступило и не было использовано 409 листов о взыскании денежных средств в пользу чернобыльцев, в этом списке и семеро тольяттинцев. Общая сумма, которую должны выдать ликвидаторам аварии, — более 42 миллионов рублей. Установив сей факт, прокуратору скорее разочаровала чернобыльцев, чем обнадежила. В ответе, присланном Петрухину, говорится, что минздравсоцразвития области ни причем. В обязанности этого ведомства входит лишь составление списков граждан, имеющих право на получение денежной компенсации. Тогда как средства на выплату компенсаций поступали до 1 января 2007 года на счета территориального подразделения Роструда РФ. Но поскольку решениями судов обязанности по выплате денежных средств на Роструд не возлагались, то и забрать у них сумму не представляется возможным. Стало быть, исполнить судебные решения в пользу чернобыльцев в настоящее время невозможно. Правда, прокуратура известила Петрухина о том, что в адрес председателя правительства Самарской области направлено представление об устранении нарушений законодательства. Направлено письмо и в областной суд с просьбой «ориентировать суды на привлечение главных распорядителей бюджетных средств». Иными словами, правильно указывать ответчика. Поставлена в известность и Генеральная прокуратура. Только воз и ныне там.
По словам прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрия Салищева, получить в одночасье положенные деньги чернобыльцы смогут только в одном случае – если Москва примет решение о выплатах по судебным искам. В противном случае ликвидаторам остается опять судиться и ждать. Возможно, месяцами, возможно, годами.
— Процедура взыскания бюджетных средств стала иной, из-за чего и возникли такие проблемы, — комментирует Дмитрий Сергеевич. – С 2006 года территориальный Роструд напрямую не участвует в процессе перечисления средств, он является только распределителем, а сами деньги — в министерстве финансов. Вот и получилось, что средства поступали на счет Роструда, а взыскать должны с минздравсоцразвития.
В ноябре прошлого года первый зампред правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение сформировать и до 10 февраля 2007 года направить в Федеральную службу по труду и занятости уточненные сведения об объемах средств федерального бюджета, необходимых для расчета по искам чернобыльцев. Но тольяттинские ликвидаторы уже не верят государству, и «Союз Чернобыль» запланировал очередную голодовку. По словам Петрухина, она будет более масштабной, чем предыдущая. Кроме этого, тольяттинцы готовят документы в Европейский суд по правам человека. Еще раньше за защитой своих прав в Страсбург обращались несколько десятков чернобыльцев, которым тоже было отказано в компенсации, ссылаясь на отсутствие средств в бюджете. Но Европейский суд обязал российские власти выплатить жителю города Шахты, инвалиду-чернобыльцу Анатолию Бурдову 3000 евро. Есть надежда, что этот прецедент будет принят во внимание при рассмотрении аналогичных дел наших земляков.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: