21 августа 2016 16:23
3891

Выборы-2016: как гражданин может обжаловать итоги голосования, что бывает за подкуп избирателя и как защищать свои избирательные права

Выборы-2016: как гражданин может обжаловать итоги голосования, что бывает за подкуп избирателя и как защищать свои избирательные права

18 сентября в России пройдет единый день голосования, в рамках которого запланированы выборные кампании различного уровня, включая выборы депутатов Государственной думы и Парламентов субъектов федерации. Гражданам особенно важно в преддверии выборов знать особенности их проведения и то, каким образом можно отстаивать свои права, если они будут нарушены в выборный период. Для решения таких ситуаций Прокуратура Самарской области поддерживает обратную связь с гражданами.

— Кто может быть наблюдателем на выборах по региональному законодательству?

Прокуратура г.Жигулёвска разъясняет: При работе участковой комиссии в день выборов в целях осуществления гласности вправе присутствовать наблюдатель. В соответствии с ч.4 ст. 30 Закона Самарской области от 08.06.2006 №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», наблюдатель может быть назначен:

— зарегистрированным кандидатом;

— избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов;

— избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов.

Закон предусматривает запрет для лиц, которые не могут присутствовать при работе участковой комиссии в качестве наблюдателей. Так, наблюдателями не могут быть:

— выборные должностные лица;

— депутаты;

— высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

— главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении;

— судьи;

— прокуроры;

— члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены направлением в письменной форме, выданном кандидатом или избирательным объединением, направившим наблюдателя. В направлении указываются:

— фамилия, имя, отчество;

— адрес места жительства наблюдателя,

— номер избирательного участка,

— наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется.

Также делается запись об отсутствии ограничений (лицо не является выборным должностным лицом, депутатом, высшим должностным лицом субъекта, далее – см. выше). Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

— Кто такой наблюдатель на выборах? Какие у него права и обязанности?

Прокуратура Кировского района г. Самары разъясняет: Разъясняем, что любой гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе стать наблюдателем на выборах.

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, в том числе досрочного голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Статус наблюдателя на выборах определяется ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением комиссией протокола обитогах голосования, обжаловать в порядке действия и/или бездействие комиссии в вышестоящей комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или в суде.

Удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения. Наблюдатель не должен уходить с участка, пока ему не предъявят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым он может обратиться в вышестоящую комиссию или в суд. Вместе с тем наблюдатели не вправе выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени, расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней, заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, проводить агитацию среди избирателей, участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

— Каков порядок обжалования избирателями итогов голосования?

Прокуратура Кошкинского района разъсняет: Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения и действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме (Федеральный закон от 02.04.2014 № 51-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Заявление об отмене решения участковой комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня его принятия, а об отмене решения о результатах выборов, референдума – в течение трёх месяцев со дня официального опубликования их результатов (в настоящее время – в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов, референдума). Указанные сроки восстановлению не подлежат (Гражданский кодекс Российской Федерации).

При обращении в суд факт участия избирателя, участника референдума в голосовании на соответствующем избирательном участке, участке референдума требует письменного подтверждения, которое выдаётся по запросу суда в течение пяти дней территориальной комиссией, а при проведении местных выборов и референдума – организующей эти выборы, референдум комиссией.

Указанным законом также четко разграничены основания отмены судом решений комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и о результатах референдума, что в действующем законодательстве осуществлено не во всех случаях. При этом отдельно указываются основания отмены решений об итогах голосования по заявлению избирателя, участника референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в выборах, референдуме.

— Что бывает за «подкуп» избирателя? Что делать, если стал свидетелем подобного?

Прокуратура Куйбышевского района г. Самары разъясняет: Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Подкуп избирателей и оказание на них воздействия по голосованию за того или иного кандидата запрещен.  Подкуп представляет собой действия в форме передачи или обещания передачи избирателям материальных благ, направленные на то, чтобы оказать воздействие на их волеизъявление (передача денег, подарков, иных материальных ценностей, оказание безвозмедных услуг и т.д.) Данные действия влекут административную и уголовную ответственность. Если Вы столкнулись с подобными нарушениями закона, Вы можете обратиться в прокуратуру с жалобой на лицо, совершившее подкуп.

— В каких случаях может быть прекращен митинг?

Прокуратура Железнодорожного района г. Самары разъясняет: В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;

3) неисполнение организатором публичного мероприятия возложенных на него федеральным законодательством обязанностей.

— Где может быть проведена демонстрация, а где нет? 

Прокуратура Железнодорожного района г. Самары разъясняет: Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

— Поясните, в чем выражается «воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав» и что за это может быть? 

Нефтегорская межрайонная прокуратура разъясняет: Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например недопуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Статьей 141 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за подкуп, обман, принуждение, применение насилия, и угрозу применения насилия. Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод. Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей. Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие — физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким. Угроза насилием — психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

Максимальное наказание по данной статье Уголовного кодекса предусмотрено в виде 5 лет лишения свободы.

— Вопросы обжалования нарушений избирательных прав граждан.

Прокуратура Самарской области разъясняет: Решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия или бездействие комиссий и их должностных лиц, которые нарушают избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (статья 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности.

Так, решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, а решения и действия или бездействие избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Решения и действия или же бездействие иных комиссий обжалуются в районные суды. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.

Таким образом, в случае нарушения избирательных прав граждан, суд может отменить решение соответствующей комиссии. Например, такие решения как: регистрация кандидата, отказ в регистрации кандидата, итоги голосования, результаты выборов, референдума или иное решение комиссии.

С жалобами на решения и действия или бездействие, которые нарушают избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия или бездействие участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах или референдуме.

— Из каких источников осуществляется финансирование выборов в Единый день голосования и в какие сроки? 

Прокуратура Советского района г. Самары разъясняет: Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

— Как проходит обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих избирательные права граждан?

Прокуратура Сызранского района разъясняет: Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд и избирательную комиссию (В соответствии со ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями. Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня. В случае обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан непосредственно в вышестоящую комиссию, данная комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района.

 В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.

Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. При этом суд обращает внимание на то, имеет ли место факт нарушения избирательных прав заявителя, а также соблюдены ли сроки подачи жалобы на нарушение избирательных прав.

В соответствии со ст. 260 ГПК РФ, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. 

Рассмотрение жалоб на нарушения избирательных прав граждан осуществляют органы прокуратуры.

— Нужно ли согласовывать одиночное пикетирование?

Прокуратура Самарской области разъясняет: Нет, уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется (ч. 1.1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

— Кто не может быть организатором публичного мероприятия? 

Прокуратура Самарской области разъясняет: В виду того, что любое публичное мероприятие обращает на себя общественное внимание, следовательно, оно затрагивает интересы значительного числа граждан. Последнее, в свою очередь, обуславливает предъявление к инициаторам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований.

Например, организатором публичного мероприятия не может быть лицо, неоднократно (два и более раза) привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

— Какая существует ответственность за нарушение порядка организации публичного мероприятия?

Прокуратура Самарской области разъясняет: В частности, за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования организатор будет привлечен к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Уголовная ответственность законодателем предусмотрена за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них.

Уголовная ответственность за описанные в ст. 149 Уголовного кодекса Российской Федерации деяния наступает при условии, что они совершаются должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозы его применения. Максимальное наказание по данной статье Уголовного кодекса предусмотрено в виде до 3 лет лишения свободы.

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

COVID-19. У Вас есть QR-код?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: