25 июня 2008 15:16
19064

Юрий Перевалов: «Правила игры на рынке связи изменились»

— Кто основные игроки тольяттинского рынка связи? 
Помимо «ВолгаТелекома», который занимает порядка 60-70% рынка, основными игроками являются «ИнфоЛада» и АИСТ, с которым мы находимся примерно на одном уровне. Если говорить об области в целом, то нужно еще иметь ввиду так называемую самарскую «большую тройку» — «Самара Телеком», «Самарасвязьинформ» и «Самтелеком». Помимо этих компаний — достаточно много других небольших операторов, большинство из которых не предоставляет пользователям всего спектра услуг связи. Телефонная плотность в Тольятти сегодня достаточно высокая и можно с уверенностью говорить, что проблемы с телефонизацией практически сняты. И в Самаре, и в Тольятти они остаются только в одном секторе – частном, где установка телефона стоит дорого. 

— Как вы оцениваете итоги работы «ИнфоЛады» в 2006 году? 
— В целом я могу с уверенностью сказать, что компания достаточно активно и успешно работает на областном телекоммуникационном рынке. По количеству абонентов мы превысили 55 тысяч в своей сети. На конец 2006 года у нас насчитывалось 14 тысяч пользователей Интернет. Несмотря на то, что доля Dial-up еще велика, доля широкополосного доступа постоянно увеличивается и количество ADSL-абонентов достигло трех тысяч. Сегодня это самая востребованная услуга, поэтому и динамика роста у нее высокая. 

— Какие планы стоят перед компанией на ближайший год? 
— Мы активно работаем только в трех городах области – Самаре, Тольятти и Жигулевске. Однако в ближайшей перспективе наша компания планирует выйти в районные центры и другие города области, например, в Сызрань. Так же как и крупные самарские операторы, мы собираемся реализовать лицензию зоновой связи. Ведь если говорить о реальном предоставлении услуг зоновой связи, то в регионе был и пока остается только один оператор — «ВолгаТелеком». Мы просто вынуждены выходить на этот рынок и осваивать его. Нас на это вынуждают те нормативные документы, которые прописаны в новом законе о связи. Правила игры на рынке связи изменились. Два года было безвластие, так как закону не доставало порядка 40 нормативных документов. Они появились только через два года после вступления закона в силу и полностью изменили отношения между операторами связи и правила предоставления некоторых видов услуг, а операторов, занимающихся только Dial-up’ом, вообще поставили перед лицом банкротства. 

— Какие именно проблемы возникли в межоператорских расчетах после введения поправок к закону о связи? 
— Сегодня на рынке в целом прослеживается тенденция улучшения сервисного обслуживания клиента с целью экономии его времени и денег. А в отрасли связи все происходит наоборот. Абонент вынужден оплачивать по разным квитанциям услуги местной, зоновой и междугородней связи. Ранее оператор местной связи, выставлял все счета от своего имени, а уже потом рассчитывался с другими операторами. Сегодня же по принятым нормативным документам каждого из операторов, предоставляющих услуги связи, будь то местная связь, междугородняя или международная, обязали самостоятельно рассчитываться с абонентом. Сегодня оператор тратит на различные процедуры оформления, сверки и другой «бумагооборот» огромное количество времени и денег, а в результате проследить факт оплаты абонентом услуг связи становится все сложнее.
Еще одна сложность связана с межоператорскими отношениями, которые регулируются министерством связи и антимонопольным комитетом, установившим с февраля 2007 года предельные тарифы на услуги связи. «ВолгаТелеком» воспользовался предельной планкой для получения наибольшей прибыли. Ранее у него была возможность перекрывать убытки от местной связи за счет междугородней, а сегодня, лишившись такой возможности, он просто резко поднял цены. В свою очередь, это ударило по альтернативным операторам, так как увеличилась плата за транзит вызова по сетям «ВолгаТелекома». Сегодня в зависимости от дальности транзита она колеблется от 16 до 56 копеек, в то время как абонент по установленным регулятором тарифам оплачивает лишь 22 копейки за минуту разговора. Разницу альтернативные операторы вынуждены перекрывать за свой счет. Конечно, мы тоже получаем деньги от «ВолгаТелекома» при входящих вызовах на нашу нумерацию, но тарифы у нас ниже, чем у «ВолгаТелекома» из-за отсутствия присоединенных к нам операторов. Для того чтобы увеличить прибыль и сократить расходы, операторам становится выгодно неоптимально строить сети и «прогонять» звонок через большое количество станций, увеличивая транзитный путь. Однако это, во-первых, ухудшает качество связи, а во-вторых — это надуманные способы получения прибыли с транзита. Федеральное агентство и министерство связи, видимо, просто не задумываются над негативными тенденциями, порождёнными новыми методами взаиморасчётов. 

— В феврале 2007 года были введены новые тарифы на местную связь для населения. Многие ли абоненты «ИнфоЛады» поменяли тариф? 
— Действительно, с 1 февраля были введены новые тарифы, однако у нас не так много абонентов сменили свой тарифный план. Основная масса абонентов обслуживается на безлимитном тарифе. Те, кто в основном принимает вызовы, предпочитают повременный тариф, а многоговорящие абоненты останавливаются на безлимитном. 

— Повлияли ли новые тарифы на деятельность операторов в области Интернет-провайдинга? 
— Введение новых тарифов в совокупности с нормативной базой Закона о связи поставило под вопрос жизнь всех операторов, которые занимаются только Dial-up. В соответствии с последними разъяснениями провайдер Интернет должен оплачивать оператору связи каждую минуту соединения с его модемным пулом. Необходимость платить за инициацию трафика на модемный пул приведёт к увеличению тарифов на этот вид Интернет-доступа. В результате деятельность тех провайдеров, которые предоставляют только доступ в Интернет и не имеют своей кабельной инфраструктуры, поставлена под угрозу.
Для своих абонентов мы могли бы исключить оплату за время подключения к модемным пулам, но тогда возникает «дискриминация» клиентов (наш – не наш). Если же мы договариваемся с «дружественным» оператором связи об изменении схемы взаиморасчетов (например, не будем оплачивать предоставление друг другу этих услуг), то тут же появляется противоречие с налоговым законодательством — «скрытый взаимозачет». Это касается не только Dial-up, но и услуг Call-центров, Интернет-справочных.
Получается, что введенная нормативная база и новые тарифы сделали ненормальными взаимоотношения между операторами и невозможным предоставление определенных видов услуг. Таким образом, Dial-up подписан «смертный приговор». 

— Какие услуги сегодня приносят наибольший доход операторам, и какие являются наиболее перспективными? 
— Сегодня на первом месте стоит телефония, на втором – услуги Интернет. Для нас Интернет приносит порядка 20% от общего дохода, около 70% — телефония. Остальное приходится на организацию виртуальных или выделенных сетей и других услуг широкополосного доступа, что становится все более востребованным и перспективным направлением. Я считаю, что сама по себе телефония будет идти на спад, а услуга широкополосного доступа станет все более популярной. Сегодня люди еще не готовы к ней. Однако в будущем эта услуга будет востребована так же, как и телевидение. Говоря о широком распространении услуг широкополосного доступа, таких как, например, IP TV, высокоскоростной Интернет и Triple-play (высокоскоростная передача данных, голоса и видео), нужно учитывать ширину необходимой для этого полосы магистральных каналов связи, так как требования к пропускной способности каналов будут очень высокими. Я полагаю, что планы по IP-TV, которые предлагают самарские и тольяттинские операторы, являются в действительности лишь экспериментами, которые реально не будут внедрены в жизнь. Для этого нужно чтобы, во-первых, клиенты «созрели», а во-вторых — наличие контента. 

— Каково проникновение широкополосного доступа в Интернет в Тольятти? 
— В Тольятти сегодня можно наблюдать ту же картину, что и в Самаре — 4-5%. 

— Возможно ли появление новых игроков на телекоммуникационном рынке Тольятти? 
— Уже невозможно. Создавать сегодня инфраструктуру с нуля не будет никто ни в Самаре, ни в Тольятти. Вопрос появления новых игроков может быть реален только в двух случаях: либо при покупке одного из местных операторов новым игроком, либо появление оператора радиодоступа – WiMax. Но я лично считаю, что внедрять WiMax в инфраструктуру сетей города — слишком дорогой инвестиционный проект, а развитие WiMax в районных центрах и города области, нецелесообразно, так как обычному пользователю эти услуги будут не по карману. Возможно, это произойдет в промышленных зонах, по каким-то причинам не охваченных сетями. 

— Возможна ли экспансия федеральных операторов на Самарском рынке, например «ГолденТелекома»? Насколько известно, оператор делает большие инвестиции на нижегородском рынке в Поволжье. 
— Не исключено, что «ГолденТелеком» изменит «расклад» на Самарском Интернет-рынке, который становится все более и более цивилизованным. Появление нового магистрального оператора благоприятно отразится на развитии рынка Интернет-услуг и снижении тарифов на Интернет для конечных пользователей. На мой взгляд, нужно приветствовать приход в Самару любых магистральных провайдеров Интернет.


Татьяна АНЗОНГЕР,
Самарское Обозрение.

        

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: