23 ноября 2018 13:25
811

«Италия: от Глинки до Чайковского» — на сцене филармонии

Что придумал Глинка и как получил алмазный перстень императора? Что запоминают композиторы в путешествии по Италии? Как климат, пейзажи, архитектура и уличные песни Италии повлияли на русскую музыку? Это и многое другое — на концерте 25 ноября в Тольяттинской филармонии.

Влияние Италии и ее культуры на русскую музыку измерить сложно, но можно. Ведь в процессе влияния самое интересное – результат. У каждого он свой. Если обобщить, можно выделить три больших сферы, в которых влияние проявилось наиболее очевидно: новые сочинения, подражание (основа качественных изменений) и новаторство.

Новые сочинения. Михаил Глинка, например, три года проживший в Милане и объездивший всю Италию, по возвращении написал фантазию «Венецианская ночь». В этот вечер ее исполнят солисты камерного отдела филармонии Юлия Кочева (сопрано), Ольга Антонова (сопрано) и Наталья Селяткина (фортепиано).
Чайковский, посетивший Италию несколько раз, написал в Риме «Итальянское каприччио», а во Флоренции оперу «Пиковая дама». Уже в России Чайковский сочинил пьесу «Воспоминание о Флоренции». Но на этом список «итальянских» сочинений Чайковского не заканчивается!
25 ноября солисты филармонии Юлия Кочева (сопрано) и Ольга Антонова (сопрано) исполнят «Дуэт Прилепы и Миловзора» из «Пиковой дамы». А «Воспоминание о Флоренции» исполнит Струнный квартет филармонии. А вы какой запомнили Италию?

Объекты подражания. Поскольку Италия – родина оперы, то и сам жанр, и итальянские музыканты и композиторы были всегда популярны в Европе. Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джоаккино Россини, Луиджи Денца – эти имена были в 19 веке на слуху у просвещенной публики, в том числе и у русских композиторов, которые нередко подражали итальянским коллегам. Чтобы оценить, от какой итальянской музыки были в восторге слушатели 19 века, и какой стремились подражать молодые авторы, в концерте прозвучит «Каватина Нормы» из оперы «Норма» Беллини, «Итальянская тарантелла» и «Гребные гонки в Венеции» Россини и веселая песенка Funiculi’-Funicula’ («На качелях») Денца в исполнении солистов и Cтрунного квартета филармонии.

Правильный микс. Подражание – способ реализации потребности и основа будущих качественных изменений. Пример. Италия дала миру вокальный стиль и технику бельканто, а Михаил Глинка в опере «Жизнь за царя» сумел применить бельканто при исполнении мелодий, характерных для русской народной песенной традиции. Этого до Глинки никто не делал, все подражали западным образцам, сюжетам и страстям. Но ведь национальные традиции различаются. Не могут все исполнять танго, как аргентинцы, или петь, как грузинский хор. Русская публика приняла «Жизнь за царя» с восторгом, император подарил композитору алмазный перстень. Сочинение Глинки попало в нарастающий тренд интереса просвещенного российского высшего сословия к русской народной культуре – языку, песням, быту. «Жизнь за царя» стала образцом для младших русских композиторов – Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Кюи. Их обработки русских песен, пьесы и отрывки из опер исполнят солисты и Струнный квартет Тольяттинской филармонии.

На концерте можно узнать и услышать, как Италия повлияла на то, чтобы появились те самые «великие русские композиторы» и «мировые шедевры русской музыки».

Концерт «Италия: от Глинки до Чайковского» состоится в филармонии в День матери, 25 ноября. Прекрасный повод провести день в семейном кругу. Начало концерта в 15.00.

Приобрести билет удобнее всего онлайн, но можно и в кассе (тел. 222-600), перед началом концерта.

12+

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: