К Учителю

07 октября 2005 11:20
 10224

5 сентября 2005 года президент России Владимир Путин, говоря о мерах, направленных на улучшение благосостояния учительства, предложил ввести премии в размере ста тысяч рублей для десяти тысяч лучших педагогов страны. 22 сентября на заседании Правительства РФ министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко объявил, о том, что принято решение поддержать также и лучшие учебные заведения: шесть тысяч российских школ смогут получить гранты в один миллион рублей.


Проект критериев отбора лучших педагогов и лучших учебных заведений уже разработан. Все желающие могут ознакомиться с предложениями Минобрнауки на сайте министерства — http://mon.gov.ru/edu-politic/legislation/1686/


Тем не менее, «готовым продуктом» критерии отбора пока не являются. В данный момент проект вынесен на широкое обсуждение общественности. Так, на форуме сайта «Всероссийский Интернет-педсовет — 2005» http://pedsovet.org, все желающие могут высказать свои пожелания и предложения, относительно проекта. Все сообщения будут обобщены и лягут на стол Министру образования и науки России Андрею Фурсенко.


5 октября текущего года Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ совместно с редакцией издательского дома «Первое сентября» провели круглый стол: «Критерии отбора школ и учителей на премию Президента РФ», в котором приняли участие директора и педагоги московских школ.


В большей степени собравшихся волновал вопрос, как сделать так, чтобы отбор лауреатов был честным и объективным. «Учителей, достойных премии, в России гораздо больше 10 тысяч. Поэтому никакие критерии не могут гарантировать награждение всех достойных. Но эти критерии должны исключать попадание в список лауреатов тех, кто не достоин награды» — заявил директор Департамента по государственной политике в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Иосифович Калина.


Обсуждая лучшие критерии, педагоги предложили сделать главными судьями выпускников школ: те, кто уже закончил школу, уже не зависят от педагога, а потому будут оценивать бывшего учителя максимально объективно. Учитель химии школы № 199 Дряпина Марина Валентиновна, уже 9 лет является лауреатом премии Сороса. По ее словам, первое время после вручения премии, коллеги относились с подозрением к ее успеху: «Но все сомнения быстро исчезли. Именно потому что в премии Сороса есть единственный объективный критерий – номинантов оценивают их бывшие ученики» — рассказала она.


На круглом столе также присутствовала президент of Lesley University, Cambridge, штат Massachusetts Margaret A. McKenna. Она рассказала о том, по каким принципам отбирают лучших учителей в соединенных штатах: «заслуги учителя связываются с достижениями ученика. Но под достижениями понимаются не оценки – тогда бы педагоги завышали баллы своим подопечным – а развитие детей, позитивные изменения, произошедшие с ребенком за время общения с учителем».


В списке критериев есть пункт, согласно которому, стать номинантом на премию может только учитель, являющийся классным руководителем. Директор Центра образования «Царицино» Ефим Лазаревич Рачевский предложил убрать этот пункт. Но, по словам Исаака Калины, руководство классом – очень важная часть учительской работы. Классный руководитель – это полноценный учитель. Поэтому ставить наравне с ним просто приглашенных педагогов не стоит. «В таком случае, учителя начнут бороться за классное руководство. В принципе, это даже хорошо» — согласился Рачевский.


Согласно проекту критериев, выдвигать кандидатуру учителя может Совет общеобразовательного учреждения, а если таковой отсутствует — педагогический совет совместно с профсоюзной организацией и родительским советом. Выдвигать учебное заведение может муниципальный совет по образованию, или, в случае отсутствия такового, совместно муниципальный орган управления образованием и объединение профсоюза работников образования и науки.


Тем не менее, участники круглого стола предложили также разрешить учителям самим выдвигать свою кандидатуру или школу. Исаак Калина данное предложение отклонил: «Самовыдвижения не будет. Лауреат должен быть признан в профессиональном сообществе и в обществе. Это принципиальная позиция» – заявил он. 


При обсуждении критериев отбора лучших школ, больше всего вопросов вызвал пункт, указывающий на то, что в течение двух лет в общеобразовательном учреждении не должно быть зарегистрировано травм во время образовательного процесса. «В таком случае есть риск, что будут выигрывать школы, не имеющие хорошей спортивной базы. Потому что чем больше в школе спортивных секций, тем выше показатель травматизма» — считает Ефим Рачевский.
Кроме того, участники круглого стола попросили департамент убрать из проекта пункт, говорящий о том, что школа, претендующая на получение президентской премии, должна вести активную деятельность по привлечению внебюджетных средств. «Коллеги, сейчас убрать, можно все. Пока рано осуждать критерии, потому что проект создан для того, что бы его обсуждать, изменять и дополнять» — заявил Исаак Калина.


Материал подготовлен при участии информационного центра «Новое образование»

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: