28 апреля 13:42
78

«На чистом сливочном масле»: секрет успеха музыкально-литературных программ филармонии Тольятти

«На чистом сливочном масле»: секрет успеха музыкально-литературных программ филармонии Тольятти

С открытием камерного зала часть музыкально-литературных программ тольяттинской филармонии теперь идет там. Поскольку камерное пространство сокращает дистанцию между артистом и зрителем, это обстоятельство задает иной формат общения – более доверительную атмосферу, более искренний разговор. Эти программы, которые готовят солисты и мастера художественного слова филармонии, неизменно привлекают внимание публики. Интересно было узнать у мастеров слова и музыкантов, в чем, по их мнению, секрет успеха этого жанра.

Народная артистка России Наталья Степановна Дроздова рассказала, чем отличается работа в театре и подготовка программ художественного слова в филармонии, при том, что и там, и там идет, прежде всего, работа со словом.

– В каждом случае используются разные выразительные средства. В театре это яркая мизансцена, выстроенный свет, декорации, длительная работа – по два-три-четыре месяца репетиций. Программы художественного слова готовятся быстрее и выразительные средства здесь используются другие. Здесь главное – слово, оно – форма нахождения на сцене.

В малом зале не соврешь – глаза зрителя близко. Тут, как говорил мой супруг, режиссер Глеб Борисович Дроздов, играть надо «на чистом сливочном масле», никак иначе. Очень важна точная интонация. Чтобы ее найти, необходимо очень внимательно вчитаться в текст, вытащить из него смысл – что ты хочешь передать, для чего? Как ты хочешь зацепить зрителя, каким он должен уйти после просмотра? Для этого нужно присвоить текст, пропустив его через себя, найти правильные акценты. Посыльность должна быть, а значит нужно работать с тембровой окраской голоса, его регистрами. Зрители должны увидеть живую картину. А без этого всего они могут сами дома взять и прочитать.

Программы художественного слова для актера – это более сложное существование. Но! У нас есть еще одно прекрасное выразительное средство – живая музыка, что в драматическом театре – большая роскошь. Она великолепно помогает передать эмоции, сообщить нужную краску событию, персонажу. При подготовке музыкально-литературных программ именно музыканты предлагают произведения. Так что наши программы – совместное творчество. А поскольку мы берем настоящую литературу, соединяем ее с музыкой, ставшей классикой, получается искусство.

Директор филармонии и пианистка Лидия Валентиновна Семенова видит успех программ в синтезе искусств:

– Художественное чтение — это вид исполнительского искусства, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, извлечь смыслы, заложенные в тексте. И на самом деле, художественное чтение гораздо больше имеет общего с музыкой, чем это можно себе представить на первый взгляд. Это и интонация (есть и в музыке, и в звучащем слове), и такие понятия как пауза, темп, ритм, мелодика речи, тембр  — все это составляет основу и в музыкальном исполнительстве, и в живом художественном слове. Таким образом, совместная работа над музыкально-литературными программами очень полезна и для филармонических музыкантов, которые помимо игры получают еще и некую художественную задачу — усилить впечатление от звучащего слова, дополнить его музыкально звучащими образами.

Отдельная задача — это подбор музыкального материала, созвучного литературному тексту (если это не специально написанная на данный сюжет произведение). И это очень интересная работа! Я бы еще упомянула мелодекламацию – некогда (в начале 20 века) очень популярный жанр, а сейчас немного подзабытый. Это небольшое, чаще всего,  поэтическое или прозаическое сочинение, музыка к которому писалась (или импровизировалась) специально. Есть целый ряд таких произведений, которые уже звучали в филармонии, и мы планируем работу над этим жанром и в последующих программах.

***

В Камерном зале филармонии уже были показаны программы «Музыка слова Осипа Мандельштама», «Шедевры итальянского барокко», где звучали стихи поэтов эпохи Возрождения и музыка того времени, «Листая Чехова». Они вызвали интерес публики, поэтому мы будем их повторять. Как программу «Жизнь – это когда все друг друга любят», составленную из отрывков из «Евгения Онегина», очерка Марины Цветаевой «Мой Пушкин» и музыки Чайковского, Листа, Шопена, которую показываем еще раз завтра, 29 апреля. В ней заняты Наталья Дроздова, ее ученики Игорь Супрунов и Ирина Малышева и солисты филармонии Наталья Селяткина, Георгий Иванов и струнный квартет филармонии.

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

Вы рады продолжительным майским праздникам?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: