10 марта 2000 11:18
9423

«Десятка»: от идеи до конвейера…


Сейчас, когда автомобили «десятого» семейства стали привычным явлением на российских дорогах, многим небезынтересно будет узнать об одной из сторон создания этих машин, о тех решениях, которые были заложены в дизайн формы кузова, но так и не воплотились в жизнь в ходе разработки и постановки автомобиля на конвейер. Предлагаемый вам взгляд, скорее, субъективный, но и он поможет получить представление о создании одного из лучших автомобилей ВАЗа прошедшего десятилетия. Любой автомобиль начинается с внешнего вида. Поэтому посмотрим, как рождался дизайн экстерьера машин «десятого» семейства.

В основу художественно-конструкторского решения кузова лег дизайн-проект, созданный в 1987-1988 годах на уже существующей и досконально разработанной компоновке автомобиля и предшествующем выпуску автомобиля ВАЗ-2110 нулевой и сотой серий прототипов. Каждый из этих прототипов отражал тот этап, к которому подошло УГК (управление главного конструктора) на момент выпуска прототипа.

Приезд М.С. Горбачева, его пожелания в развитии автомобилестроения, а также положение дел в то время безусловно дали толчок в развитии одного из крупнейших дизайн-центров страны.
Рожденный в пластилине, но так и не увидевший свет, прототип передал некоторые дизайнерские решения на макет, с которого, собственно, и начинался образ существующей ?десятки?.
Созданный в очень сжатые сроки, можно сказать, на одном дыхании, макет формы был принят всеми как смелый, с достаточным запасом новизны шаг, итог которого можно оценить уже сейчас, спустя десятилетие.
Рассматривая макет того автомобиля, можно проследить решения по доработке дизайна экстерьера.
Решетка радиатора — это тот элемент, который на момент разработки предлагался как сменяемый для каждой модификации и модели семейства, но так и остался ?доской с вырезом?, создав благоприятную почву для деятельности тюнинговых фирм по доработке экстерьера.
Существенным было решение об отказе от опускных форточек и приклеенных больших частей стекол дверей. Применение такого типа остекления нарушало традиционный взгляд на функциональность, требовало стопроцентного применения люка крыши, от которого при существующей конструкции можно было отказаться. Испытания опускных форточек показали отсутствие сквозняков в салоне автомобиля в зоне нахождения водителя и пассажиров, но требовало изменить подход к функциональности стекол для массового потребителя.
На ручках дверей было ?сломано немало копий?, но в результате применили испытанное решение с предыдущих серий.
Очень много вопросов и по сей день возникает по форме арки заднего колеса, хотя были проработаны решения от полного ее закрытия (с открывающейся крышкой) до полного открытия. Существующая мода, аэродинамические исследования продиктовали форму арки, предложенной на месте формы.
Впоследствии по результатам работы с фирмой ?Порше? арка получила новую конфигурацию.
В конструкции кузова были предусмотрены пороги кузова с обтекателями, однако впоследствии от них также отказались.
Требования дизайнеров по окраске рамок дверей и накладки бокового стекла так и не нашли понимания в процессе подготовки производства.
В ходе разработки конструкции были изменены проем крышки багажника, форма и место установки зеркал внешнего вида, многих поверхностей кузова, изменение которых заметит только специалист.
В последний момент были доработаны бампера, что несомненно улучшило образ автомобиля.
Существенные изменения в дизайн машины внесли аэродинамические испытания формы кузова. По ?десятому? автомобилю были проведены самые большие аэродинамические исследования и доработка, включая исследования даже днища автомобиля, и результат налицо. Некоторые разрабатываемые в конце 90-х годов аналоги зарубежных фирм имеют худший результат по аэродинамике.
Наличие аэроклиматического комплекса в АО ?АВТОВАЗ? просто обязывает уделить большее внимание доводке поверхности кузова, которой на сегодняшний день как бы и не существует. Но мода изменчива, проходит мода и на аэродинамику.
Удачный задел по дизайну базовой модели сказался и на модификациях кузова — универсал, хэтчбек. Решения, найденные по ВАЗ-2110, почти одновременно применялись на 2111, 2112 с возможностью доработки, что тоже отражалась на разработке семейства в целом. Этим, кстати, раньше не отличалась разработка других семейств на ВАЗе.
Если по универсалу было все понятно, то по хэтчбеку пришлось выбирать многовариантное решение по заднему свесу, углу наклона и формы двери задка, конфигурации и местоположению спойлера.
В ходе разработки пришлось отказаться от трехдверной модификации хэтчбека, потребность в разработке которого возникла только в этом году, и от универсала повышенной вместимости, разработкой которого занимаются конкуренты.
Одним из упущений в ходе дизайн-проекта может считаться безликость моделей и модификаций автомобиля, однообразное решение кузова как на дешевой, так и на дорогой комплектации. В результате автомобили 2110, 21102, 21103 можно различать только по шильду или крышке багажника. Хотя несомненно, что каждая модель ?десятого? семейства ориентирована, как принято говорить, на конкретного потребителя.
Устоявшееся мнение, что большой автомобиль должен быть дороже меньшего в одинаковой комплектации, еще долго будет влиять на выбор российского потребителя с его укладом жизни. Отсюда разработка нового семейства, которое придет на смену ?десятому?, должна быть четко рассчитана. Сменит ли владелец ?десятого? автомобиля его на более новый, но меньший 1118, или потребуется разработка другого нового семейства?
По итогам салонов и международных выставок можно наблюдать, что у ВАЗа нет концептуальных наработок по семейству, сменяющему ?десятое?, задела в разработке массового семейного автомобиля.
В большинстве случаев потребителю предложат поиграть в гольф на электромобилях да собрать из конструктора новую модификацию уже известного автомобиля. Очень многое будет зависеть от главного дизайнера Волжского автогиганта, от его умения организовать еще не очень разрушенный коллектив дизайн-центра (большинство дизайнеров ?десятого? семейства уже не работают на ВАЗе) в разработке дизайна нового семейства массового семейного автомобиля.

«Семь верст»

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: